Интервью с Дмитрием Урюпиным: мечтать о биологии, отучиться на товароведа и стать звукорежиссером на фрилансе

0 комментариев • 5001 просмотр • 27 августа 2018, 12:49





Дмитрий Урюпин — звукорежиссёр, саунд-дизайнер, режиссёр радиоспектаклей, создатель студии звукозаписи «Аудио Театр»; ветеран фриланса (работает на себя с 1991 года), за это время успел побывать журналистом, теле- и радиоведущим, арт-менеджером и музыкальным промоутером.




На кого вы учились?


Так вышло, что я ни одного дня не работал по той профессии, что написана у меня в дипломе. С детства я увлекался биологией, интересовало всё живое — я и школу заканчивал с углублённым изучением биологии. К сожалению, я не сообразил в своё время, что, как сказала Е. Тимонова, «я не биолог — я натуралист» (а то, возможно, мы были бы сейчас коллегами). После нескольких неудачных попыток поступить в медицинский, стал студентом Московского коммерческого университета со специализацией «товароведение продовольственных товаров» — это было тем, что максимально приближено к биологии, не требует бешеных усилий и находится недалеко от дома (впрочем, я всё это время работал в НИИ трансплантологии).


К моменту окончания института со специализацией по твёрдым сырам я уже вовсю писал о музыке, кино и театре в различные издания, независимые и не очень (тогда новые газеты и журналы появлялись, как грибы после дождя). В общем, хобби перевесило.


А как думаете, нужно ли вообще высшее образование сегодня? И нужно ли оно фрилансеру?


Не хочу сказать, что оно не нужно вовсе — но современная его форма безусловно устарела, и в очень многих областях (если не большинстве) опыт куда важнее информации, полученной из учебников, которые перестают быть актуальными к моменту выхода из типографии (или вскоре после этого). По моему глубокому убеждению, вся система образования должна быть официально пересмотрена и перестроена, чтобы быть актуальной всюду. Де-факто это уже происходит — всё чаще работодателя интересует, что ты умеешь, а не что у тебя в дипломе стоит. Но условности всё ещё очень сильны (и не только связанные с «корочками»).


А про фрилансера скажу так — здесь нет и не может быть единого рецепта. Куда важнее уверенность, увлеченность, интерес к тому, что делаешь — и умение это делать, навыки, опыт и креативность.


Как вы перешли на фриланс?


Просто уволился. Основная на тот момент работа стала неактуальна, новое дело интересовало больше, да и кормило уже лучше. Разумеется, был период обдумывания, пришлось привыкать к этой мысли (самозанятых тогда было совсем немного, само слово «фриланс» звучало экзотически).


Бывали, конечно, и трудные периоды, но о принятом решении никогда не жалел, и вернуться в штат не хотел. В первую очередь потому, что практически всегда делал именно то, что мне нравится. Вот это и помогало больше всего (а мешали неуверенность и лень).


Вообще, это ведь самый простой рецепт счастья:

  1. То, что ты делаешь, должно доставлять тебе удовольствие. Во всяком случае, значительная часть.

  2. Это должно тебя хотя бы прокормить и элементарно обеспечить. Не всё, разумеется, – но некоторые действия обязательно.

  3. То, что ты делаешь, должно как минимум не мешать окружающим. А лучше – пусть приносит пользу и радость другим.


И это всё! И не надо париться.


А были какие-то серьезные провалы за время фриланса?


Знаете, а мне как-то и вспомнить здесь особо нечего. Бывали сложные периоды, но вот каких-то глобальных провалов я вспомнить не могу. Не считать же таковыми те 2-3 организованных мною концерта (за добрых 15 лет такой деятельности), на которых я ушёл в минус! Или некоторые заказчики, с которыми не сработались, и проекты были оплачены, но прерваны. Это не провалы — это просто некоторые неудачи, текущие рабочие ситуации, хотя и досадные.


Серьёзная же попытка «кидалова» со мной, пожалуй, была только один раз — когда несколько лет назад одна довольно известная фирма (не стану её называть, дело прошлое) решила не платить мне за довольно крупный — и, прошу заметить, принятый — проект. С одной стороны, я, конечно, сам был виноват, не подписав договор (но мне, признаться, тогда и в голову прийти не могло, что серьёзные известные люди, которые реально во мне заинтересованы, поведут себя настолько непорядочно).


В общем, переболев, поднял информационную волну в соцсетях, нашёл хорошего юриста. Который среди прочего объяснил, что закон не оговаривает форму и носитель договора (хоть на пеньке нацарапай) — то есть если устную договоренность реально доказать и подтвердить, то контракт считается заключенным. В результате до суда не дошло – со мною полностью расплатились. Правда, область, в которой работает эта фирма, для меня стала «полузакрытой», но на тот момент выбор был небогат: либо  сохранить с этим цехом отношения и остаться кинутым на значимую сумму, либо отстоять свои права. Я предпочел второе. Зато получил прививку на всю оставшуюся жизнь: какой бы заказчик ни был замечательный и известный – но подписанный документ наше всё.


А хотелось бы что-то изменить?


В своё время имело смысл не так долго раздумывать и уходить в самозанятость раньше на несколько лет. Плюс хотелось бы иметь больше с самого начала уверенности в себе и своих силах, открытости и так далее — чтобы не упускать приходящие возможности. К примеру, любопытно, что ещё до ухода на фриланс (т.е. по сути в конце 80-х ещё!) у меня был вариант стать звукорежиссером — но тогда я это упустил. Вспомнил об этом сравнительно недавно – когда уже не один год работал со звуком.


Как искать клиентов? Выработался ли у вас за эти годы готовый рецепт?


Портфолио — наше всё. Это первое. Второе — информационное поле. Свои работы надо где-то разместить — это может быть собственный сайт или группа в соцсетях (впрочем, одно другому не мешает), различные фрилансерские ресурсы (на первых порах особенно они могут быть неплохим подспорьем). Если есть возможность регистрироваться на различных сервисах отзывов, то неплохо бы попросить клиентов написать вам некоторое количество откликов (это работает!).


Также работают в плане поиска различные отраслевые фестивали, выставки, форумы и так далее (только не забудьте про качественные визитки). Здесь завязываются личные связи, знакомства и даже дружеские отношения — и ничто не работает лучше.


Всё это, разумеется, не сразу выстрелит, пройдёт некоторое время (которое зависит и от ваших усилий, и от вашей области работы, и других факторов) — но рано или поздно это срабатывает: уже не только вы ищете заказы, но и они сами находят вас в сети, вас рекомендуют коллегам. Но этот маховик необходимо регулярно подкручивать, иначе рано или поздно он остановится.


Я не привожу конкретных примеров из моей области, она достаточно специфична — но основные алгоритмы именно такие: присутствие в сети, личные контакты на форумах, фестивалях и выставках, отзывы и рекомендации. Ну и блюдём свою репутацию, разумеется.


Расскажите о том, как фрилансить эффективно. Как вы организуете свое время?


У меня на столе всегда лежит список дел на день (если всё сделать по каким-то причинам не успел — не выполненное перекочевывает в следующий список).


В списке смотрю: что требует срочного выполнения, что можно отложить, к чему вот сейчас больше душа лежит. И — это важно — обед по расписанию! Как и завтрак, и ужин.


Это краткосрочные планы. Долгосрочные — в бумажный ежедневник и отдельный файл. Электронных планировщиков не использую — максимум включаю напоминалки (о встречах и прочих привязанных ко времени делах).


Как выглядит ваше рабочее место?


Рабочее место у меня самое простое:

  • компьютер (мощный, с запасом),

  • монитор (и хорошо бы второй),

  • колонки (не профессиональные мониторы — но очень хорошего качества, позволяющие мониторить звук),

  • внешний архивный накопитель в первую очередь с тем, что может пригодиться в ежедневной работе (в первую очередь это большая коллекция звуков – о основном записанных и созданных самостоятельно — а также некоторый рабочий софт, книги и справочники в электронном виде и т.п.),

  • роутер,

  • рядом со столом — звуковая консоль (пульт), в ящиках под ним — провода, микрофонный парк и всякие звуковые «белендрясы» — шумелки-гремелки (хотя они у меня повсюду),

  • над столом — всякого рода «запаски»: архивные диски, несколько пар наушников и прочее по мелочи.

Ещё в столе лежат два рекордера — хотя бы один из этих гаджетов всегда со мной.




Что лежит в вашей сумке?


Всегда обязательно беру с собой блокнот (бумажный!), книга (чаще электронная), рекордер для звуков (в дальних поездках как правило два + запас батареек и SD-карточек), бинауральные микрофоны, презервативы (презерватив удобно использовать для, к примеру, подводной звукозаписи; можно, конечно, для неё же возить рулон пищевой плёнки — но больше места занимает и не так универсален).


В дальние поездки беру с собой исключительно старенькую Нокию: она реже требует подзарядки и неубиваема; к тому же дальняя поездка это либо полная занятость, либо отпуск — то есть ситуация «не до клиентов». Следовательно, тот, кому я позарез нужен, позвонит, остальные напишут на почту (где включен автоответчик с пояснениями, когда вернусь, и как связаться) или в мессенджер.


И напоследок, порекомендуйте что-нибудь нашим читателям:

1. Книги, которые повлияли на вас как личность и профессионала.


Бизнес-литературу перечислять не буду (я, признаться, не очень верю в неё). Из литературы нехудожественной (не считая всякого специального, связанного со звукозаписью, психоакустикой и пр.) я бы назвал лекции журналиста Дмитрия Губина (это интересно со многих точек зрения — в т.ч. и как краткий курс тайм-менеджмента), а также книгу барабанщика «Pink Floyd» Ника Мейсона «Inside Out» – крайне интересная история развития и увядания группы изнутри; «Pink Floyd» для меня одни из заочных учителей по драматургии звука, поэтому книга очень интересна и с профессиональной позиции – но она и просто интересна, и написана хорошо.


Если говорить о психологии взаимоотношений (а без этого никуда и в повседневной жизни, и в нашем фрилансерском деле), то всем бы рекомендовал прочесть «Игры, в которые играют люди» Эрика Бёрна и «Энкоды (как договориться с кем угодно и о чем угодно)» В. Петровского и А. Ходорыча.


Также я бы упомянул «Играющего в пустоте» В. Демчога — очень эклектичная, слегка безумная система, основанная на медитативных техниках. Однако если относится к медитациям не как к чему-то мистическому, а как к работе мозга со сложными образами, то книга может оказаться полезной в различных творческих областях (а нетворческих и не бывает почти).


Из художественной я бы упомянул Стругацких (чью «Улитку на Склоне» я ставил в своё время как радиоспектакль — и сейчас книга вновь актуальна), Пелевина («Чапаев и Пустота», «Желтая Стрела», «Snuff» — на все времена вещи!), Тэрри Пратчета, рассказы Леонида Каганова.


2. Подкасты и видео, которые произвели на вас впечатление.


Я, как писал выше, несостоявшийся биолог — так что с большим удовольствием смотрю фильмы ВВС (особенно Д. Аттенборо), National Geographic, «Всё как у зверей», Yoll на YouTube (занятно, что с автором Yoll мы оказались почти соседями, в результате на канале появилось два ролика, где я записываю её домашнего филина — наверное, самого популярного филина рунета) и т.п., а также выступления TED, различные каналы и ролики, связанные с  DYI.


Обожаю научпоп-каналы Qwerty, SciOne, TrashSmash.


Есть, разумеется, и вещи, связанные с работой — здесь бы я отдельно отметил YouTube-каналы Ensemb и Stalker29218, на которых разрушаются разного рода аудиофильские мифы и дельно рассказывают о природе звука и работе аудиотехники.

Из подкастов, в частности, стараюсь слушать «Музыкальный Second Hand» Игоря Наумова.


3. Блоги, которые читаете.


Единственный блог, который я регулярно просматриваю —  блог писателя, умницы и остряка Леонида Каганова, с которым мы подружились после работы над постановкой его рассказов. Ну и, пожалуй, Сноб ещё, если его можно отнести у блогосфере.


Комментарии 1